Настоящее руководство по эксплуатации (РЭ) предназначено для сообщения потребителю сведений по эксплуатации грузового прицепа БелАЗ-8120 и его модификаций, включающих описание устройства, технические данные, меры безопасности.

Одноосный грузовой прицеп БелАЗ-8120 и его модификации (далее прицеп) к легковому автомобилю предназначен для перевозки различных грузов и багажа автотуристов по всем видам дорог, на которых допускается эксплуатация легкового автомобиля.

Прицеп может работать с легковыми автомобилями всех типов, оборудованными тягово-сцепными устройствами (далее по тексту ТСУ) шарового типа по ГОСТ 28248-89, штепсельной розеткой по ГОСТ 9200-76 и имеющими дорожный просвет 150 мм, не более.

Схема установки колес в зависимости от способа крепления приведена на рисунке 4 настоящего руководства по эксплуатации.

Для успешной эксплуатации прицепа водитель должен изучить настоящее РЭ и строго соблюдать его указания.

Прицеп может выпускаться в следующих модификациях (рис.1):

Модификации прицепа БелАЗ 8120
  • 8120 - прицеп с колесами "Москвич", мягким тентом;
  • 81201 - прицеп с колесами "Жигули", мягким тентом;
  • 81202 - прицеп с колесами "Москвич", мягким тентом, надставными бортами;
  • 81203 - прицеп с колесами "Жигули", мягким тентом, надставными бортами;
  • 81204- прицеп с колесами "Москвич" и жесткой крышей;
  • 81205- прицеп с колесами "Жигули" и жесткой крышей;
  • 81206- прицеп с колесами "Москвич", жесткой крышей и тентом;
  • 84207 - прицеп с колесами "Жигули", жесткой крышей и тентом.

УКАЗАНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Прицеп не оборудован тормозами, поэтому должен иметь полную массу, не превышающую массу тягового автомобиля в снаряженном состоянии.

После сцепки прицепа с автомобилем подключите вилку электрооборудования прицепа к розетке автомобиля.

Перед выездом проверьте:

  • надежность сцепки прицепа с автомобилем;
  • работу фонаря освещения номерного знака, фонарей сигнала торможения, указателей поворотов, габаритных огней (передних и задних) и заднего противотуманного фонаря;
  • давление воздуха в шинах и надежность затяжки болтов крепления колес.

Для надежной и безаварийной работы необходимо учитывать особенности эксплуатации автомобиля с прицепом.

Следует учитывать, что тормозной путь автомобиля с прицепом, не имеющего тормозов, больше, чем у одиночного автомобиля. При торможении на скользкой дороге может произойти занос прицепа на "складывание" автопоезда. Необходимо избегать резких торможений, а при гололеде прекратить движение.

Не следует буксировать груженый прицеп, не загрузив багажник автомобиля по документации на тяговый автомобиль.

При перевозке груза необходимо надежно закрепить его в кузове. Следует больше загружать переднюю часть прицепа, чтобы нагрузка на ТСУ автомобиля составляла 250.. .390 Н.

При стоянке автопоезда или прицепа на подъеме или уклоне под колеса прицепа должны быть подложены противооткатные упоры.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • перевозить людей на прицепе;
  • эксплуатировать прицеп без подключения электрооборудования прицепа к тяговому автомобилю;
  • эксплуатировать прицеп в составе автопоезда без надежного крепления предохранительных (аварийных) тросов между автомобилем и дышлом прицепа и при наличии люфта в соединении "сцепной шар - сцепная головка";
  • перегружать прицеп;
  • буксировать прицеп с открытым задним бортом;
  • эксплуатировать прицеп с тентом без опорных дуг.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.

ХарактеристикиПоказатели
Масса перевозимого груза, кг (не более)
8120, 81201500
81202, 81203490
81204,81205500
81206, 81207480
Масса снаряженного прицепа, кг (не более)
8120, 81201220
81202,81203230
81204, 81205220
81206, 81207240
Полная масса прицепа *, кг (не более)** 720
Распределение нагрузки при полной * массе прицепа, кг (не более) **:
- на дорогу через шины прицепа690
- на сцепное устройство автомобиля30
Максимальная скорость автопоезда, км/ч (не более)**70
Количество колес, шт.**2
ШиныБескамерные, с дорожным рисунком протектора, размерностью 165/80R13 или 175/70R13
Давление воздуха в шинах **, МПа0,17 ±0,01

*) Полная масса прицепа не должна быть больше, чем допускается инструкцией по эксплуатации тягового автомобиля при буксировке прицепа, не оборудованного тормозами.

**) Для всех модификаций.

УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПА

Прицеп (рис.1) состоит из рамы, платформы, дышла, оси, подвески, сцепной головки, тента (или крышки) и опорного устройства. В зоне установки сцепной головки крепятся два страховочных троса.

РАМА

Рама прицепа сварная, из двух продольных лонжеронов и поперечных балок. К раме приварены кронштейны крепления подвески и кузова, дышла, гнезда для домкрата.

ДЫШЛО

Дышло прицепа сварное, съемное, V-образной формы. К дышлу прицепа приварены кронштейны крепления к раме, кронштейны установка передней опоры.

ОСЬ

Ось прицепа БелАЗ 8120

Устройство оси прицепа показано на рис.2.

ПОДВЕСКА

Подвеска прицепа БелАЗ 8120

Подвеска (рис.3) зависимая, на продольных полуэллиптических pecсорах с двумя гидравлическими амортизаторами двустороннего действие, телескопического типа, максимально унифицирована с задней подвеской автомобиля "Москвич-2140", "Москвич-412".

Ход оси вверх ограничивается резиновым буфером 4, прикрепленным болтами к лонжеронам рамы.

При длительной эксплуатации прицепа в подвеске может быть:

  • скрип рессор (отсутствие смазки между листами) - необходимо смазать листы рессоры;
  • стук в ушах рессоры (износ резиновых втулок 7) - необходимо заменить втулки;
  • осадка рессоры (уменьшение зазора между резиновым буфером 4 и рессорой 1) - заменить рессору.
Схема установки колес прицепа БелАЗ 8120

На прицепе могут быть установлены колеса двух типов, в зависимости от комплектации дисками (рис.4).

СЦЕПНАЯ ГОЛОВКА

Сцепная головка прицепа БелАЗ 8120

Сцепная головка прицепа (рис.5) рассчитана на сцепку с шаровым пальцем на ТСУ автомобиля-тягача диаметром 50 мм.

Корпус сцепной головки крепится на болтах к дышлу прицепа.

Сцепная головка неразборная и не имеет регулировок.

Беззазорность сцепки обеспечивается за счет жесткого обхвата шарового пальца сухарем 2 и внутренней сферической поверхностью корпуса сцепной головки 5, под воздействием пружины 3 на рычаг 6 и сухарь 2.

Для исключения самопроизвольной расцепки прицепа с автомобилем, при выходе из строя отдельных частей сцепной головки, в конструкции предусмотрена дополнительная страховка стопором 8.

Стопор 8, упираясь в выступ на корпусе 5, предотвращает раскрытие сцепной головки.

Положение рычага 6 и стопора 8 относительно выступа на корпусе 5 является сигнализатором закрытия сцепной головки.

Для открытия сцепной головки прицепа необходимо:

  • нажать (утопить) стопор 8 заподлицо с поверхностью рычага 6;
  • удерживая стопор 8, переместить рычаг 6 вперед (но ходу движения) до упора;
  • пружина 1 автоматически переместит сухарь 2;
  • сцепная головка готова к сцепке или расцепке с автомобилем-тягачом.

Для закрытия сцепной головки необходимо опустить рычаг 6. Под действием пружины 3 рычаг 6 автоматически переместится в закрытое положение.

Люфт в соединении сцепного шара автомобиля-тягача и сцепной головки прицепа не допускается. В противном случае следует заменить или сцепной шар, или сцепную головку.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ПРИЦЕПА

Принципиальная схема электрооборудования прицепа БелАЗ 8120

Электрооборудование прицепа выполнено по однопроводной схеме. В качестве второго провода (массы) служат металлические части прицепа.

Принципиальная схема электрооборудования приведена на рисунке 6.

Система электрооборудования включает в себя следующие изделия:

  • задние фонари. Задние фонари выполняют функции габаритных огней, указателей поворотов и сигналов торможения;
  • фонарь освещения номерного знака;
  • фонарь противотуманный задний;
  • передние габаритные фонари;
  • соединительные панели;
  • соединительную вилку по ГОСТ 9200-76;
  • жгуты проводов для подключения изделий электрооборудования.

Номинальное напряжение системы электрооборудования 12В. Источником света в фонарях служат лампы накаливания по ГОСТ 2023.1-88:

  • А12-21-3 и А12-10 в задних фонарях;
  • А12-5 в передних габаритных фонарях и в фонаре освещения номерного знака;
  • А12-21-3 в фонаре противотуманном заднем.

Для обозначения габаритов в темное время суток на прицепе восстановлены световозвращатели:

  • передние - белого цвета;
  • боковые - автожелтого цвета;
  • задние - красного цвета треугольной формы.

МАРКИРОВКА

На передней поперечине рамы, справа по ходу движения, прицеп имеет заводскую табличку по ГОСТ 12971-67, содержащую следующие данные:

  • товарный знак завода-изготовителя - "БЕЛАЗ";
  • идентификационный номер;
  • полную конструктивную массу прицепа;
  • максимальную статическую нагрузку на сцепной шар;
  • национальный знак соответствия по ТКП 5.1.08-2004.

Идентификационный номер дополнительно наносится ударным способом на передней поперечине рамы справа по ходу движения.

Идентификационный номер - комбинация цифровых и условных буквенных обозначений, присваиваемых в целях идентификации, имеет следующую структуру:

  • международный идентификационный код изготовителя - Y3B;
  • описательная часть идентификационного номера - шесть знаков (812000, 812010, 812020, 812030, 812040 и т.д.) обозначения модификаций прицепа;
  • указательная часть идентификационного номера - код года изготовления прицепа (в соответствии с приложением А СТБ 984-95) и 7 знаков порядкового номера рамы прицепа.

Национальный знак соответствия предназначен для обозначения сертифицированной продукции.

В передней части правого продольного борта прицепа дополнительно устанавливается товарный знак завода-изготовителя - "БЕЛАЗ".

ПОРЯДОК СЦЕПКИ ПРИЦЕПА С АВТОМОБИЛЕМ

Сцепку прицепа с автомобилем производите в следующей последовательности:

  • подведите автомобиль задним ходом на малой скорости к прицепу или подтяните прицеп так, чтобы возможно было соединить сцепную головку прицепа со сцепным шаром автомобиля;
  • откройте сцепную головку прицепа и соедините ее сцепным шаром автомобиля-тягача;
  • отпустите рычаг 6 (рис. 5). Сцепная головка должна автоматически закрыться. Стопор 8 (рис. 5) должен находиться в свободном (не нажатом) состоянии, за выступом на корпусе 5 (см. рис. 5);
  • проверьте надежность сцепки, потянув несколько раз за корпус сцепной головки 5 вверх. При этом не должно ощущаться люфта в соединении "сцепной шар - сцепная головка", рычаг 6 не должен перемещаться;
  • закрепите страховочные тросы на тягово-сцепном устройстве автомобиля (крест-накрест под дышлом прицепа, затем крест-накрест под кронштейном сцепного шара тягово-сцепного устройства автомобиля);
  • подключите вилку электрооборудования прицепа к розетке автомобиля;
  • проверьте работу задних фонарей, фонаря освещения номерного знака и фонаря заднего противотуманного, установленных на прицепе и автомобиле.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИЦЕПА

Техническое обслуживание прицепа включает смазочные, регулировочные и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки узлов прицепа.

Для обеспечения длительного срока службы прицепа необходимо в начальный период эксплуатации, когда происходит приработка деталей и узлов, кроме соблюдения мер предосторожности, указанных в разделе "Указание мер безопасности и предупреждения" настоящего РЭ, производить дополнительное техническое обслуживание после пробега первых 500-1000 км:

  • осмотреть прицеп и проверить затяжку всех резьбовых соединений;
  • проверить отсутствие люфтов в соединении "сцепной шар автомобиля-тягача - сцепная головка прицепа";
  • проверить зазоры в подшипниках ступиц колес;
  • добавить смазку в крышки ступиц колес;
  • проверить надежность крепления кузова к раме.

Для обеспечения длительного срока службы лакокрасочного и защитно-декоративного покрытия прицепа своевременно очищайте (мойте) прицеп. При мойке применяйте средства автокосметики для вашего автомобиля, желательно содержащие в своем составе защитное восковое покрытие. Следите, чтобы под резиновым ковриком не скапливалась вода, так как лакокрасочное покрытие пола прицепа подвергается максимальным механическим нагрузкам при перевозке грузов. Своевременно обрабатывайте места с поврежденным лакокрасочным и защитно-декоративным покрытием, не допуская распространения коррозии.

При эксплуатации прицепа в зимний период необходимо (до начала обработки автодорог противогололедными смесями):

  • очистить наружные поверхности прицепа, желательно с применением автокосметики в соответствии с инструкциями на ее применение;
  • обработать дышло, детали рамы, балку оси, надколесные ниши и другие места, подверженные скоплению противогололедных смесей, составами типа "Мовиль" в соответствии с инструкциями на их применение.

После каждой поездки необходимо очистить поверхности прицепа (смыть) от наслоений противогололедных смесей.

Подтяжку всех резьбовых соединений, регулировку подшипников колес, смазку узлов производите при необходимости (одновременно с аналогичными работами на автомобиле-тягаче).

После пробега первых 10000 км добавьте смазку в крышки ступиц. Замену смазки производить согласно химмотологической карте (см. приложение А).

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ПОДШИПНИКОВ СТУПИЦ КОЛЕС

Для проверки степени затяжки подшипников ступицы приподнимите с помощью домкрата автомобиля колесо (при этом необходимо положить под домкрат прокладки толщиной 25-30 мм, под другое колесо противооткатные упоры), открутите гайки 2, снимите колесо, декоративный колпак 9 и крышку 5 (рис.2). Затем, перемещая ступицу колеса рукой в направлении, перпендикулярном к плоскости вращения, определите, имеется ли зазор. Наличие зазора проверяют с помощью большого пальца руки, положив его на упорную шайбу 8 и одновременно на край отверстия ступицы 3. Если зазор имеется, устраните его постепенной затяжкой прорезной гайки 4, предварительно расшплинтовав ее. После затяжки отверните гайку до совпадения ближайшей прорези в гайке с отверстием в полуоси для шплинта. Добившись совпадения прорези гайки с отверстием в полуоси, зашплинтуйте гайку.

Следует иметь в виду, что после выполнения последней операции может появиться в подшипниках ступицы небольшой допустимый зазор (0,02-0,12мм). При неправильно выполненной регулировке - излишне малом или большом зазорах - срок службы подшипников резко сокращается (особенно опасна перетяжка).

При правильной затяжке подшипников ступицы колесо должно вращаться свободно без осевого перемещения.

По окончании регулировки закройте ступицу крышкой 5, установите декоративный колпак 9 и колесо, закрепите их гайками 2, после чего опустите колесо на дорогу.

Перечень подшипников качения, применяемых на прицепе, дан в приложении Б.

Моменты затяжки резьбовых соединений даны в приложении В.

ХРАНЕНИЕ ПРИЦЕПА

Прицеп может храниться в гараже и на открытой стоянке. На открытой стоянке его рекомендуется хранить под тентом.

Окрашенные поверхности платформы прицепа предохраняйте от коррозии, для чего смазывайте их полировочным составом или другими средствами защиты согласно инструкции о применении этих средств.

С целью экономии места в гараже прицеп допускается хранить в вертикальном положении, с опорой на задние упоры рамы.

При длительном хранении прицепа в транспортном положении целесообразно поставить его на металлические или деревянные подставки, чтобы колеса не касались земли, с одновременной разгрузкой рессор, для чего рекомендуется установить между осью и резиновым буфером рамы деревянные распорки.

Гарантии завода и порядок предъявления рекламаций

Гарантийный срок эксплуатации прицепа устанавливается 12 месяцев со дня продажи прицепа магазином.

В течение гарантийного срока завод безвозмездно производит замену всех деталей и узлов, вышедших из строя, при условии соблюдения правил по уходу и эксплуатации. Торгующие организации при продаже прицепа должны поставить на гарантийном талоне в паспорте дату продажи и штамп магазина.

При обнаружении дефекта в гарантийный период необходимо обратиться в управление контроля качества (далее по тексту УКК) завода. При отсутствии возможности обратиться в УКК завода необходимо заполнить гарантийный талон в присутствии компетентных представителей торгующей организации и механика СТО. Талон заверяется печатью торгующей организации. Не позднее 20 дней со времени оформления талон вместе с дефектным узлом или деталью высылаются на завод. Узел или деталь должны быть чистыми, упаковка должна обеспечивать их сохранность при пересылке.

Владелец прицепа должен указать свой точный адрес, фамилию, имя и отчество, наименование ближайшей железнодорожной станции.

Для удовлетворения рекламаций по дефектам, не требующим лабораторных исследований, устанавливается срок 15 дней со дня поступления на завод. По дефектам, требующим лабораторных исследований, срок удовлетворения рекламаций продлевается, о чем владельцу сообщается в 15-дневный срок со дня поступления рекламаций на завод.

Гарантийные обязательства не распространяются на шины, прицеп в целом, а также на детали, узлы, вышедшие из строя вследствие неправильного хранения, неумелого или небрежного обращения, нарушения правил эксплуатации и обслуживания, изложенных в настоящем руководстве по эксплуатации, аварий, а также подвергавшиеся ремонту и изменению конструкции.

Рекламации предъявляются по адресу:

Республика Беларусь, 222160. г. Жодино Минской области,
ул. 40 лет Октября,
ОАО "Белорусский автомобильный завод",
управление контроля качества.

Приложение А. Таблица А.1

Химмотологическая карта ГСМ

Наименование смазки (заправки)Основные марки (ГОСТ, ТУ)Дублирующие марки (ГОСТ, ТУ)Количество ГСМ, кгПериодичность смены ГСМ, км пробегаРекомендации по смазке, замене масла или смазки
норма заправкивсего на изделиеосновная маркадубл-щая марка
1. Сцепная головка:
- сухарь
- внутренняя сферическая поверхность корпуса
Смазка литол-24 ГОСТ 21150-87Солидол С, ГОСТ 4366-78 или Солидол Ж ГОСТ 1033-79 0,0250,05 50005000 Заменить смазку после промывки
2. Ступицы колесСмазка литол-24 ГОСТ 21150-87-0,20,42000020000Заменить смазку после промывки
3. Листы рессорСмазка графитная ГОСТ 3333-80-0,12 0, 24При разборкеПокрыть листы тонким слоем смазки в местах соприкосновения
4. Амортизаторы подвескиМасло И20А ГОСТ 20799-88-0,230,46Раз в три годаЗаменить масло

Приложение Б. Таблица Б.1

Перечень подшипников качения, применяемых в узлах прицепа

Обозначение подшипникаНаименование узла, в котором применяется подшипникКоличество подшипников в изделии
7206А ГОСТ 27365-87Ступица колеса2
7304А ГОСТ 27365-87Ступица колеса2

Приложение В. Таблица В.1

Значения моментов затяжки резьбовых соединений прицепа

НаименованиеВеличина момента, Н-м (кгс-м)
Гайка крепления сцепной головкиот 31,38 до 41,38 (от 3,2 до 4,2)
Гайка крепления колесаот 66 до 91 (от 6,7 до 9,3)
Гайка стремянки и пальцев серьги рессорот 80 до 88 (от 8 до 9)

Статьи

03.03.2015
Полезные советы по выбору прицепа.
Как выбрать прицеп.
23.09.2010
Закон о дорожном движении №313-3 от 05-01-2008 г.
Статья 24. Категории и подкатегории механических транспортных средств, составов транспортных средств
Прицеп для легковых автомобилей БелАЗ 8101
Руководство по эксплуатации прицепа к легковым автомобилям БелАЗ 8101
Прицеп для легковых автомобилей БелАЗ 8102
Руководство по эксплуатации прицепа к легковым автомобилям БелАЗ 8102

Прицеп для легковых автомобилей БелАЗ 8120
Руководство по эксплуатации прицепа к легковым автомобилям БелАЗ 8120 и его модификаций

Прицеп для легковых автомобилей БелАЗ 8123
Руководство по эксплуатации прицепа к легковым автомобилям БелАЗ 8123
Прицеп для легковых автомобилей БелАЗ 8124
Руководство по эскплуатации прицепа к легковым автомобилям БелАЗ 8124
Прицеп для легковых автомобилей КрКЗ-100
Руководство по эксплуатации прицепа для легковых автомобилей КрКЗ-100

© 2010-2021, nikituly@tut.by

Разработка ООО "Антерра"