Настоящее руководство по эксплуатации (РЭ) предназначено для сообщения потребителю сведений по эксплуатации грузового прицепа БелАЗ - 8101, включающих описание устройства, технические данные, меры безопасности.

Одноосный грузовой прицеп БелАЗ 8101 (далее прицеп) к легковому автомобилю предназначен для перевозки различных грузов и багажа автотуристов по всем видам дорог, на которых допускается эксплуатация легкового автомобиля.

Прицеп может работать с легковыми автомобилями всех типов, оборудованными тягово-сцепными устройствами (далее по тексту ТСУ) шарового типа по ГОСТ ИСО 1103-2006, штепсельной розеткой по ГОСТ 9200-2006 и имеющими дорожный просвет 250 мм, не более и которым разрешена буксировка прицепов категории 02.

Для успешной эксплуатации прицепа водитель должен изучить настоящее РЭ и строго соблюдать его указания.

Размеры прицепа приведены на рисунке 1.

УКАЗАНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

ВНИМАНИЕ! Требования к уровню подготовки водителя автопоезда в составе автомобиля-тягача и прицепа определяются действующим на данной территории "Правилам дорожного движения" и другой нормативной документацией по обеспечению безопасности движения на автомобильном транспорте. Так, согласно действующему в Республике Беларусь "Положению о порядке допуска водителей к управлению транспортными средствами, приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений", водители транспортных средств категорий В, С и Д при буксировке прицепов полной массой более 750 кг должны иметь в водительском удостоверении разрешающую отметку категории Е.

Прицеп оборудован инерционной тормозной системой, поэтому должен иметь полную массу не более:

  • 75% полной массы тягового автомобиля, для работы с которым предназначен прицеп;
  • чем допускается инструкцией по эксплуатации тягового автомобиля при буксировке прицепа, оборудованного инерционной тормозной системой.

После сцепки прицепа с автомобилем подключите вилку электрооборудования прицепа к розетке автомобиля.

Перед выездом проверьте:

  • надежность сцепки прицепа с автомобилем;
  • работу фонаря освещения номерного знака, фонарей сигнала торможения, указателей поворотов, габаритных огней (передних и задних) и заднего противотуманного фонаря;
  • давление воздуха в шинах и надежность затяжки болтов крепления колес.

Для надежной и безаварийной работы необходимо учитывать особенности эксплуатации автомобиля с прицепом.

Следует учитывать, что тормозной путь автомобиля с прицепом больше, чем у одиночного автомобиля. При торможении на скользкой дороге может произойти занос прицепа на "складывание" автопоезда. Необходимо избегать резких торможений, а при гололеде прекратить движение.

Не следует буксировать груженый прицеп, не загрузив багажник автомобиля по документации на тяговый автомобиль.

При перевозке груза необходимо надежно закрепить его в кузове. Следует больше загружать переднюю часть прицепа, чтобы нагрузка на ТСУ автомобиля составляла от 250 до 390 Н.

При стоянке автопоезда или прицепа на подъеме или уклоне под колеса прицепа должны быть подложены противооткатные упоры.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • перевозить людей на прицепе;
  • эксплуатировать прицеп без подключения электрооборудования прицепа к тяговому автомобилю;
  • эксплуатировать прицеп в составе автопоезда без надежного крепления аварийного троса между автомобилем и дышлом прицепа и при наличии люфта в соединении "сцепной шар - сцепная головка";
  • перегружать прицеп;
  • буксировать прицеп с открытым задним бортом;
  • эксплуатировать прицеп с тентом без опорных дуг.
Прицеп БелАЗ 8101

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

ХарактеристикиПоказатели
Масса перевозимого груза, кг (не более)750
Масса снаряженного прицепа, кг(не более)350
Полная масса прицепа, кг (не более)1100
Распределение нагрузки при полной массе прицепа, кг:
- на дорогу через шины прицепа, не менее1000
- на сцепное устройство автомобиля, не более100
Максимальная скорость автопоезда, км/ч (не более) 70
Количество колес, шт2
ШиныБескамерные, с дорожным рисунком протектора, размерностью 185/70R14
Давление воздуха в шинах,МПаот 0,19 до 0,21

УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПА

Прицеп БелАЗ 8101 (рисунок 1) состоит из рамы, платформы, дышла, резино-жгутовой подвески со ступицами, механизм тормоза наката со сцепной головкой, тента и опорного устройства. В зоне установки сцепной головки крепится аварийный трос.

Рама прицепа сварная, из двух продольных лонжеронов и поперечных балок. К раме приварены кронштейны крепления подвески и кузова, дышла, гнезда для домкрата.

Дышло прицепа сварное, съемное, V-образной формы. К дышлу прицепа приварены кронштейны крепления к раме, кронштейны установки механизма тормоза наката.

Схема ступицы колеса приведена на рисунке 2 настоящего руководства по эксплуатации.

Подвеска независимая резино-жгутовая самогасящаяся, не требующая обслуживания в процессе эксплуатации.

Тормозная система

Схема ступицы прицепа БелАЗ 8101
  • Прицеп оборудован рабочей, стояночной и аварийной тормозными системами.
  • Рабочий тормоз снабжен механическим инерционным приводом, который воздействует на колесные тормозные механизмы барабанного типа. Источником энергии является поступательно движущаяся масса прицепа.
  • Стояночный тормоз имеет ручной механический привод на тормозные механизмы рабочей тормозной системы.
  • Аварийный тормоз приводит в действие механический привод рабочей тормозной системы страховочным тросиком, при обрыве сцепной головки во время движения.

Сцепная головка

  • Сцепная головка прицепа (рис.3) рассчитана на сцепку с шаровым пальцем автомобиля-тягача диаметром 50 мм.
  • Сцепная головка неразборная и не имеет регулировок, производства "Автофлекс-Кнотт".
  • Максимальная вертикальная нагрузка на сцепную головку составляет 100 кг. Сцепная головка прицепа БелАЗ 8101
  • Люфт в соединении сцепного шара автомобиля-тягача и сцепной головки прицепа не допускается. В противном случае следует заменить или сцепной шар, или сцепную головку.

Электрооборудование

Принципиальная схема электрооборудования прицепа БелАЗ 8101
  1. Электрооборудование прицепа выполнено по однопроводной схеме В качестве второго провода (массы) служат металлические части прицепа.
  2. Принципиальная схема электрооборудования приведена на рисунке 4
  3. Система электрооборудования включает в себя следующие изделия:
    • задние фонари. Задние фонари выполняют функции габаритных огней, указателей поворотов и сигналов торможения;
    • фонарь освещения номерного знака;
    • фонарь противотуманный задний;
    • фонарь заднего хода;
    • передние габаритные фонари;
    • соединительные панели;
    • соединительную вилку по ГОСТ 9200-2006;
    • жгуты проводов для подключения изделий электрооборудования.
  4. Номинальное напряжение системы электрооборудования 12В. Источником света в фонарях служат лампы накаливания по ГОСТ 2023.1-88:
    • А12-21-3 и А12-10 в задних фонарях;
    • А12-5 в передних габаритных фонарях, фонаре заднего хода и в фонаре освещения номерного знака;
    • А12-21-3 в фонаре противотуманном заднем.

Для обозначения габаритов в темное время суток на прицепе установлены световозвращатели:

  • передние - белого цвета;
  • боковые - автожелтого цвета;
  • задние - красного цвета треугольной формы.

МАРКИРОВКА

На передней поперечине рамы, справа по ход движения, прицеп имеет заводскую табличку, содержащую следующие данные:

  • товарный знак изготовителя;
  • индентификационный номер;
  • полную конструктивную массу прицепа;
  • максимальную статическую нагрузку на сцепной шар;
  • национальный знак соответствия по ТКП 5.1.08-2004.

Идентификационный номер дополнительно наносится ударным способом на передней поперечине рамы справа по ходу движения.

Идентификационный номер - комбинация цифровых и условных буквенных обозначений, присваиваемых в целях идентификации, имеет следующую структуру:

  • международный идентификационный код изготовителя - Y3B;
  • описательная часть идентификационного номера - шесть знаков (810100) обозначения прицепа;
  • указательная часть идентификационного номера - код года изготовления прицепа (в соответствии с СТБ 984-95, приложение А) и 7 знаков порядкового номера рамы прицепа.

Национальный знак соответствия предназначен для обозначения сертифицированной продукции.

В передней части правого продольного борта прицепа дополнительно устанавливается товарный знак изготовителя.

ПОРЯДОК СЦЕПКИ ПРИЦЕПА С АВТОМОБИЛЕМ

Сцепку прицепа с автомобилем производите в следующей последовательности:

  • проверьте исправность деталей сцепной головки, наличие смазки на рабочих поверхностях, исправность тягово-сцепного устройства (ТСУ) автомобиля;
  • проверьте натяжение приводных тросиков тормозной системы - зазоры между гайками и балансирами должны отсутствовать;
  • с помощью винтового опорного колеса поднимите корпус сцепной головки выше шара ТСУ автомобиля;
  • подведите автомобиль задним ходом на малой скорости к прицепу или подтяните прицеп так, чтобы возможно было соединить сцепную головку прицепа со сцепным шаром автомобиля;
  • совместив шар ТСУ с посадочным местом сцепной головки прицепа, поднимите рукоятку сцепной головки, опустите сцепную головку на шар и надавите на нее до автоматического срабатывания механизма фиксации. Убедитесь в том, что механизм фиксации рукоятки сработал (рис. 5);
  • вращением рукоятки винтовой стойки опорного колеса поднимите его в верхнее положение. Затем отверните зажимной винт стойки и поднимите ее в крайнее верхнее положение, сориентировав колесо в направлении, параллельном лонжерону дышла, после чего вновь заверните зажимной винт;
  • проверьте надежность сцепки, потянув несколько раз за корпус сцепной головки вверх. При этом не должно ощущаться люфта в соединении "сцепной шар - сцепная головка";
  • зацепите трос аварийного тормоза за проушину или другую крепежную деталь ТСУ автомобиля таким образом, чтобы он не натягивался при поворотах сцепной головки в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Нельзя цеплять трос эа шар ТСУ, т.к. при поломке шара аварийная тормозная система не сработает!;
  • подключите вилку электрооборудования прицепа к розетке автомобиля;
  • проверьте работу задних фонарей, фонаря освещения номерного знака и фонаря заднего противотуманного, установленных на прицепе и автомобиле, перед выездом проверьте затяжку болтов крепления колес и давление воздуха в шинах прицепа и автомобиля.
Механизм фиксации прицепа БелАЗ 8101

Во время остановок не забывайте проверять состояние сцепки и деталей ходовой части.

Привод инерционного тормоза производства "Автофлекс-Кнотт" при движении задним ходом не требует блокировки, а колесные тормоза устроены таким образом, что при движении задним ходом тормозные колодки не прижимаются к тормозному барабану.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИЦЕПА

Техническое обслуживание прицепа включает смазочные, регулировочные и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки узлов прицепа.

Для обеспечения длительного срока службы прицепа необходимо в начальный период эксплуатации, когда происходит приработка деталей и узлов, кроме соблюдения мер предосторожности, указанных в разделе "Указание мер безопасности и предупреждения" настоящего РЭ, производить дополнительное техническое обслуживание после пробега первых 500-1000 км:

  • проверить отсутствие люфтов в соединении "сцепной шар автомобиля-тягача - сцепная головка прицепа";
  • проверить надежность крепления кузова к раме;
  • осмотреть прицеп и проверить затяжку всех резьбовых соединений;

Регулировка тормозной системы.

  1. Регулировку зазоров в тормозных механизмах проводит предприятие-изготовитель. В процессе эксплуатации прицепа необходимость регулировки возникает при сильном износе или замене колодок.
  2. Для регулировки зазоров необходимо:
    • установить прицеп на подставки, чтобы колеса свободно вращались;
    • поочередно вращая каждое колесо по ходу движения, заворачивать болт В (рис.2) до тех пор, пока не почувствуется касание колодок и барабана. После этого отвернуть болт В на пол-оборота;
  3. Провести регулировку уравнивающего устройства (рис. 6):
    • закрутить гайки D так, чтобы конец заделанного тросика S выступал на 8...10 мм. Гайки D и Н законтрить между собой;
    • вращая колесо по ходу движения вперед гайкой К натягивать тягу Т до тех пор, пока не почувствуется легкое касание колодок;
    • для устранения монтажных зазоров трижды сработать рукояткой стояночного тормоза;
    • повторить регулировку гайкой К до касания колодок;
    • законтрить гайку К гайкой R.
Уровновешивающее устройство прицепа БелАЗ 8101

Смазка

  • Во время эксплуатации прицепа необходимо не менее одного раза в год производить смазку направляющей инерционного тормоза через специальную масленку в верхней части кожуха, применяя любую консистентную смазку типа "Литол-24".
  • При эксплуатации необходимо следить за наличием смазки на рабочих поверхностях сцепной головки и на поверхности шара ТСУ автомобиля.

Для обеспечения длительного срока службы лакокрасочного и защитно-декоративного покрытия прицепа, своевременно очищайте (мойте) прицеп. При мойке применяйте средства автокосметики для вашего автомобиля, желательно содержащие в своем составе защитное восковое покрытие. Следите, чтобы под резиновым ковриком не скапливалась вода, так как лакокрасочное покрытие пола прицепа подвергается максимальным механическим нагрузкам при перевозке грузов. Своевременно обрабатывайте места с поврежденным лакокрасочным и защитно-декоративным покрытием, не допуская распространения коррозии.

При эксплуатации прицепа в зимний период необходимо (до начала обработки автодорог противогололедными смесями):

  • очистить наружные поверхности прицепа, желательно с применением автокосметики в соответствии с инструкциями по ее применению;
  • обработать дышло, детали рамы, элементы подвески и другие места, подверженные скоплению противогололедных смесей, консервационными составами типа "Мовиль" в соответствии с инструкциями по их применению.

После каждой поездки необходимо очистить поверхности прицепа(смыть) от наслоений противогололедных смесей.

Подтяжку всех резьбовых соединений, смазку узлов производите при необходимости (одновременно с аналогичными работами на автомобиле-тягаче).

ХРАНЕНИЕ ПРИЦЕПА

Прицеп может храниться в гараже и на открытой стоянке. На открытой стоянке его рекомендуется хранить под тентом.

Окрашенные поверхности платформы прицепа предохраняйте от коррозии, для чего смазывайте их полировочным составом или другими средствами защиты согласно инструкции по применению этих средств.

С целью экономии места в гараже прицеп допускается хранить в вертикальном положении, с опорой на задние упоры рамы.

При длительном хранении прицепа в транспортном положении целесообразно поставить его на металлические или деревянные подставки, чтобы колеса не касались земли, с одновременной разгрузкой подвески.

Гарантии завода и порядок предъявления рекламаций

Гарантийный срок эксплуатации прицепа устанавливается 24 месяца со дня продажи прицепа магазином.

В течение гарантийного срока изготовитель безвоздмездно производит замену всех деталей и узлов вышедших из строя в сроки, установленные законодательством, при условии соблюдения правил по уходу и эксплуатации. Торгующие организации при продаже прицепа должны поставить на гарантийном талоне в паспорте дату продажи и штамп магазина.

Гарантийные обязательства не распространяются на прицеп в целом, а также на детали, узлы, шины, вышедшие из строя вследствие неправильного хранения, неумелого или небрежного обращения, нарушения правил эксплуатации и обслуживания, изложенных в настоящем руководстве по эксплуатации, аварий, а также подвергавшиеся ремонту и изменению конструкции.

Адрес предприятия, производящего гарантийный ремонт прицепов:
Республика Беларусь, 222160.
г. Жодино Минской области, ул. 40 лет Октября 4,
ОАО «Белорусский автомобильный завод», управление контроля качества.

Статьи

03.03.2015
Полезные советы по выбору прицепа.
Как выбрать прицеп.
23.09.2010
Закон о дорожном движении №313-3 от 05-01-2008 г.
Статья 24. Категории и подкатегории механических транспортных средств, составов транспортных средств

Прицеп для легковых автомобилей БелАЗ 8101
Руководство по эксплуатации прицепа к легковым автомобилям БелАЗ 8101

Прицеп для легковых автомобилей БелАЗ 8102
Руководство по эксплуатации прицепа к легковым автомобилям БелАЗ 8102
Прицеп для легковых автомобилей БелАЗ 8120
Руководство по эксплуатации прицепа к легковым автомобилям БелАЗ 8120 и его модификаций
Прицеп для легковых автомобилей БелАЗ 8123
Руководство по эксплуатации прицепа к легковым автомобилям БелАЗ 8123
Прицеп для легковых автомобилей БелАЗ 8124
Руководство по эскплуатации прицепа к легковым автомобилям БелАЗ 8124
Прицеп для легковых автомобилей КрКЗ-100
Руководство по эксплуатации прицепа для легковых автомобилей КрКЗ-100

© 2010-2021, nikituly@tut.by

Разработка ООО "Антерра"