Настоящее руководство по эксплуатации (РЭ) предназначено для сообщения потребителю сведений по эксплуатации грузового прицепа БелАЗ - 8124, включающих описание устройства, технические данные, меры безопасности.

Одноосный грузовой прицеп БелАЗ-8124 (далее прицеп) к легковому автомобилю предназначен для перевозки различных грузов и багажа автотуристов по всем видам дорог, на которых допускается эксплуатация легкового автомобиля.

Прицеп может работать с легковыми автомобилями всех типов, оборудованными тягово-сцепными устройствами (далее по тексту ТСУ) шарового типа по ГОСТ ИСО 1103-2006, штепсельной розеткой по ГОСТ 9200-2006 и имеющими дорожный просвет 250 мм, не более.

Дня успешной эксплуатации прицепа водитель должен изучить настоящее РЭ и строго соблюдать его указания.

Размеры прицепа приведены на рисунке 1.

Прицеп БелАЗ 8124

Указание мер безопасности и предупреждения

Прицеп не оборудован тормозами, поэтому должен иметь полную массу, не превышающую массу тягового автомобиля в снаряженном состоянии.

После сцепки прицепа с автомобилем подключите вилку электрооборудования прицепа к розетке автомобиля.

Перед выездом проверьте:

  • надежность сцепки прицепа с автомобилем;
  • работу фонаря освещения номерного знака, фонарей сигнала торможения, указателей поворотов, габаритных огней (передних и задних) и заднего противотуманного фонаря;
  • давление воздуха в шинах и надежность затяжки болтов крепления колес.

Для надежной и безаварийной работы необходимо учитывать особенности эксплуатации автомобиля с прицепом.

Следует учитывать, что тормозной путь автомобиля с прицепом, не имеющего тормозов, больше, чем у одиночного автомобиля. При торможении на скользкой дороге может произойти занос прицепа на "складывание" автопоезда. Необходимо избегать резких торможений, а при гололеде прекратить движение.

Не следует буксировать груженый прицеп, не загрузив багажник автомобиля по документации на тяговый автомобиль.

При перевозке груза необходимо надежно закрепить его в кузове. Следует больше загружать переднюю часть прицепа, чтобы нагрузка на ТСУ автомобиля составляла от 250 до 390 Н.

При стоянке автопоезда или прицепа на подъеме или уклоне под колеса прицепа должны быть подложены противооткатные упоры.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • перевозить людей на прицепе;
  • эксплуатировать прицеп без подключения электрооборудования прицепа к тяговому автомобилю;
  • эксплуатировать прицеп в составе автопоезда без надежного крепления предохранительных (аварийных) тросов между автомобилем и дышлом прицепа и при наличии люфта в соединении "сцепной шар - сцепная головка";
  • перегружать прицеп;
  • буксировать прицеп с открытым задним бортом;
  • эксплуатировать прицеп с тентом без опорных дуг.

Технические данные

ХарактеристикиПоказатели
Масса перевозимого груза, кг (не более)520
Масса снаряженного прицепа, кг (не более)220
Полная масса прицепа*, кг (не более) 740
Распределение нагрузки при полной массе прицепа, кг (не более):
- на дорогу через шины прицепа, не менее710
- на сцепное устройство автомобиля, не более30
Максимальная скорость автопоезда, км/ч (не более)70
Количество колес, шт.2
ШиныКамерные или бескамерные, с дорожным рисунком протектора, размерностью 175/70R13
Давление воздуха в шинах, МПаот 0,19 до 0,21

* Полная масса прицепа не должна быть более, чем допускается инструкцией по эксплуатации тягового автомобиля при буксировке прицепа, не оборудованного тормозами.

Устройство прицепа

Прицеп (рисунок 1) состоит из рамы, платформы, дышла, резино-жгутовой подвески со ступицами, сцепной головки, тента и опорного устройства. В зоне установки сцепной головки крепятся два страховочных троса.

Рама прицепа сварная, из двух продольных лонжеронов и поперечных балок. К раме приварены кронштейны крепления подвески и кузова, дышла, гнезда для домкрата.

Дышло прицепа сварное, съемное, V-образной формы. К дышлу прицепа приварены кронштейны крепления к раме, кронштейны установки передней опоры.

Схема установки колес приведена на рисунке 2 настоящего руководства по эксплуатации.

Прицеп БелАЗ 8124. Схема установки колес.

Подвеска независимая, резино-жгутовая, самогасящаяся, не требующая обслуживания в процессе эксплуатации.

Сцепная головка прицепа (рисунок 3) рассчитана на сцепку с шаровым пальцем на ТСУ автомобиля-тягача диаметром 50 мм.

Сцепная головка прицепа БелАЗ 8124

Корпус сцепной головки крепится на болтах к дышлу прицепа. Сцепная головка неразборная и не имеет регулировок.

Беззазорность сцепки обеспечивается за счет жесткого обхвата шарового пальца сухарем 2 и внутренней сферической поверхностью корпуса сцепной головки 5, под воздействием пружины 3 на рычаг 6 и сухарь 2.

Для исключения самопроизвольной расцепки прицепа с автомобилем, при выходе из строя отдельных частей сцепной головки, в конструкции предусмотрена дополнительная страховка стопором 8.

Стопор 8, упираясь в выступ на корпусе 5, предотвращает раскрытие сцепной головки.

Положение рычага 6 и стопора 8 относительно выступа на корпусе 5 является сигнализатором закрытия сцепной головки.

Для открытия сцепной головки прицепа необходимо:

  • нажать (утопить) стопор 8 заподлицо с поверхностью рычага 6;
  • удерживая стопор 8, переместить рычаг 6 вперед (по ходу движения) до упора;
  • пружина 1 автоматически переместит сухарь 2.
  • сцепная головка готова к сцепке или расцепке с автомобилем-тягачом.

Для закрытия сцепной головки необходимо опустить рычаг 6. Под действием пружины 3 рычаг 6 автоматически переместится в закрытое положение.

Люфт в соединении сцепного шара автомобиля-тягача и сцепной головки прицепа не допускается. В противном случае следует заменить или сцепной шар, или сцепную головку.

Электрооборудование прицепа выполнено по однопроводной схеме. В качестве второго провода (массы) служат металлические части прицепа. Принципиальная схема электрооборудования приведена на рисунке 4.

Принципиальная схема электрооборудования прицепа БелАЗ 8124

Система электрооборудования включает в себя следующие изделия:

  • задние фонари. Задние фонари выполняют функции габаритных огней, указателей поворотов и сигналов торможения;
  • фонарь освещения номерного знака;
  • фонарь противотуманный задний;
  • передние габаритные фонари;
  • соединительные панели;
  • соединительную вилку по ГОСТ 9200-2006;
  • жгуты проводов для подключения изделий электрооборудования.

Номинальное напряжение системы электрооборудования - 12В. Источником света в фонарях служат лампы накаливания по ГОСТ 2023.1-88:

  • А12-21-3 и А12-10 в задних фонарях;
  • A12-S в передних габаритных фонарях и в фонаре освещения номерного знака;
  • А12-21-3 в фонаре противотуманном заднем.

Для обозначения габаритов в темное время суток на прицепе установлены световозвращатели:

  • передние - белого цвета;
  • боковые - автожелтого цвета;
  • задние - красного цвета треугольной формы.

Маркировка

На передней поперечине рамы, справа по ходу движения, прицеп имеет заводскую табличку, содержащую следующие данные:

  • товарный знак изготовителя;
  • идентификационный номер;
  • полную конструктивную массу прицепа;
  • максимальную статическую нагрузку на сцепной шар;
  • национальный знак соответствия по ТКП 5.1.08-2004.

Идентификационный номер дополнительно наносится ударным способом на передней поперечине рамы справа по ходу движения.

Идентификационный номер - комбинация цифровых и условных буквенных обозначений, присваиваемых в целях идентификации, имеет следующую структуру:

  • международный идентификационный код изготовителя - Y3B;
  • описательная часть идентификационного номера - шесть знаков (812400) обозначения прицепа;
  • указательная часть идентификационного номера - код года изготовления прицепа (в соответствии с СТБ 984-95, приложение А) и 7 знаков порядкового номера рамы прицепа.

Национальный знак соответствия предназначен для обозначения сертифицированной продукции.

В передней части правого продольного борта прицепа дополнительно устанавливается товарный знак изготовителя.

Порядок сцепки прицепа с автомобилем

Сцепку прицепа с автомобилем производите в следующей последовательности:

  • подведите автомобиль задним ходом на малой скорости к прицепу или подтяните прицеп так, чтобы возможно было соединить сцепную головку прицепа со сцепным шаром автомобиля;
  • откройте сцепную головку прицепа и соедините ее со сцепным шаром автомобиля-тягача;
  • отпустите рычаг 6 (рисунок 3). Сцепная головка должна автоматически закрыться. Стопор 8 должен находиться в свободном (не нажатом) состоянии, за выступом на корпусе 5;
  • проверьте надежность сцепки, потянув несколько раз за корпус сцепной головки 5 вверх. При этом не должно ощущаться люфта в соединении "сцепной шар - сцепная головка", рычаг 6 не должен перемещаться;
  • закрепите страховочные тросы на тягово-сцепном устройстве автомобиля (крест-накрест под дышлом прицепа, затем крест-накрест под кронштейном сцепного шара тягово-сцепного устройства автомобиля);
  • подключите вилку электрооборудования прицепа к розетке автомобиля;
  • проверьте работу задних фонарей, фонаря освещения номерного знака и фонаря заднего противотуманного, установленных на прицепе и автомобиле.

Техническое обслуживание прицепа

Техническое обслуживание прицепа включает смазочные, регулировочные и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки узлов прицепа.

Для обеспечения длительного срока службы прицепа необходимо в начальный период эксплуатации, когда происходит приработка деталей и узлов, кроме соблюдения мер предосторожности, указанных в разделе "Указание мер безопасности и предупреждения" настоящего РЭ, производить дополнительное техническое обслуживание после пробега первых 500-1000 км:

  • осмотреть прицеп и проверить затяжку всех резьбовых соединений;
  • проверить отсутствие люфтов в соединении "сцепной шар автомобиля-тягача -сцепная головка прицепа";
  • проверить надежность крепления кузова к раме.

Для обеспечения длительного срока службы лакокрасочного и защитно-декоративного покрытия прицепа своевременно очищайте (мойте) прицеп. При мойке применяйте средства автокосметики для вашего автомобиля, желательно содержащие в своем составе защитное восковое покрытие. Следите, чтобы под резиновым ковриком не скапливалась вода, так как лакокрасочное покрытие пола прицепа подвергается максимальным механическим нагрузкам при перевозке грузов. Своевременно обрабатывайте места с поврежденным лакокрасочным и защитно-декоративным покрытием, не допуская распространения коррозии.

При эксплуатации прицепа в зимний период необходимо (до начала обработки автодорог противогололедными смесями):

  • очистить наружные поверхности прицепа, желательно с применением автокосметики в соответствии с инструкциями на ее применение;
  • обработать дышло, детали рамы, элементы подвески и другие места, подверженные скоплению противогололедных смесей, консервационными составами типа "Мовиль" в соответствии с инструкциями по их применению.

После каждой поездки необходимо очистить поверхности прицепа (смыть) от наслоений противогололедных смесей.

Подтяжку всех резьбовых соединений, смазку узлов производите при необходимости (одновременно с аналогичными работами на автомобиле-тягаче).

Хранение прицепа

Прицеп может храниться в гараже и на открытой стоянке. На открытой стоянке его рекомендуется хранить под тентом.

Окрашенные поверхности платформы прицепа предохраняйте от коррозии, для чего смазывайте их полировочным составом или другими средствами защиты согласно инструкции по применению этих средств.

С целью экономии места в гараже прицеп допускается хранить в вертикальном положении, с опорой на задние упоры рамы.

При длительном хранении прицепа в транспортном положении целесообразно поставить его на металлические или деревянные подставки, чтобы колеса не касались земли, с одновременной разгрузкой подвески.

Гарантии завода и порядок предъявления рекламаций

Гарантийный срок эксплуатации прицепа устанавливается 24 месяца со дня продажи прицепа.

В течение гарантийного срока изготовитель безвозмездно производит замену всех деталей и узлов, вышедших из строя в сроки, установленные законодательством, при условии соблюдения правил по уходу и эксплуатации. Торгующие организации при продаже прицепа должны поставить на гарантийном талоне в паспорте дату продажи и штамп магазина.

При обнаружении дефекта в гарантийный период необходимо обратиться в управление контроля качества РУПП "Белорусский автомобильный завод".

При возврате прицепа необходимо приложить паспорт прицепа с заполненным талоном на гарантийный ремонт. Талон заверяется печатью торгующей организации. Прицеп должен быть чистым.

Гарантии завода и порядок предъявления рекламаций

Гарантийный срок эксплуатации прицепа устанавливается 24 месяца со дня продажи прицепа магазином.

В течение гарантийного срока изготовитель безвоздмездно производит замену всех деталей и узлов вышедших из строя в сроки, установленные законодательством, при условии соблюдения правил по уходу и эксплуатации. Торгующие организации при продаже прицепа должны поставить на гарантийном талоне в паспорте дату продажи и штамп магазина.

Гарантийные обязательства не распространяются на прицеп в целом, а также на детали, узлы, шины, вышедшие из строя вследствие неправильного хранения, неумелого или небрежного обращения, нарушения правил эксплуатации и обслуживания, изложенных в настоящем руководстве по эксплуатации, аварий, а также подвергавшиеся ремонту и изменению конструкции.

Адрес предприятия, производящего гарантийный ремонт прицепов:
Республика Беларусь, 222160.
г. Жодино Минской области, ул. 40 лет Октября 4,
ОАО «Белорусский автомобильный завод», управление контроля качества.

ХИММОТОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ГСМ

Наименование смазки (заправки)Основные марки (ГОСТ, ТУ)Дублирующие марки (ГОСТ, ТУ)Количество ГСМ, кгПериодичность смены ГСМ, км пробегаРекомендации по смазке, замене масла или смазки
норма заправкивсего на изделиеосновная маркадублирующая марка
1. Сцепная головка:
- сухарь
- внутренняя сферическая поверхность корпуса
Смазка Литол-24 ГОСТ 21150-87Солидол С, ГОСТ 4366-78 или Солидол Ж ГОСТ 1033-790,0250,05 50005000Заменить смазку после промывки

Значения моментов затяжки резьбовых соединений прицепа

НаименованиеВеличина момента, Н-м (кгс-м)
Гайка крепления сцепной головкиот 31,38 до 41,38
(от 3,2 до 4,2)
Гайка крепления колесаот 66 до 91
(от 6,7 до 9,3)
Гайка крепления подвескиот 80 до 88
(от 8 до 9)

Статьи

03.03.2015
Полезные советы по выбору прицепа.
Как выбрать прицеп.
23.09.2010
Закон о дорожном движении №313-3 от 05-01-2008 г.
Статья 24. Категории и подкатегории механических транспортных средств, составов транспортных средств
Прицеп для легковых автомобилей БелАЗ 8101
Руководство по эксплуатации прицепа к легковым автомобилям БелАЗ 8101
Прицеп для легковых автомобилей БелАЗ 8102
Руководство по эксплуатации прицепа к легковым автомобилям БелАЗ 8102
Прицеп для легковых автомобилей БелАЗ 8120
Руководство по эксплуатации прицепа к легковым автомобилям БелАЗ 8120 и его модификаций
Прицеп для легковых автомобилей БелАЗ 8123
Руководство по эксплуатации прицепа к легковым автомобилям БелАЗ 8123

Прицеп для легковых автомобилей БелАЗ 8124
Руководство по эскплуатации прицепа к легковым автомобилям БелАЗ 8124

Прицеп для легковых автомобилей КрКЗ-100
Руководство по эксплуатации прицепа для легковых автомобилей КрКЗ-100

© 2010-2021, nikituly@tut.by

Разработка ООО "Антерра"